Компания «ЛЕД-Эффект» предлагает Вам рассмотреть реализованный проект как типовое решение, которое поможет Вам в выборе осветительного оборудования и проектировании освещения в местах торговли.
Исходные данные:
- Гипермаркет строительных материалов ЛеруаМерлен
- Освещение люминесцентное, светильники 2х58Вт и 2х36Вт
- Торговые залы имеют разные высоты потолков
Требования к проекту предъявлялись следующие:
- повысить освещенность в торговых залах и помещениях
- снизить энергопотребление
- снизить затраты связанные с обслуживанием
- установить новые светотехнические приборы на прежние места
Для начала мы вспомним существующие нормативы по освещению мест торговли – нормы регламентированы в ГОСТ Р 55710-2013 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 вот, что в них содержится:
- ГОСТ Р 55710-2013 (выдержка)
Таблица 21 - Магазины
Таблица 9 - Склады
Таблица 6 - Зоны движения и вспомогательные помещения внутри зданий
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 (выдержка)
На что стоит обратить внимание, на то, что нормы освещенности в торговых залах согласно ГОСТ довольно низкие, всего 300лк, в СанПин нормы более реальные и приближенные к жизни, хотя если смотреть нормы освещенности для строительных магазинов, то там тоже все печально.
Из опыта проектирования и реализации торгового освещения специалисты компании «ЛЕД-Эффект» рекомендуют увеличивать освещенность в торговых залах от 500 до 1000лк. Повышение освещенности в указанных пределах положительно сказывается на выборе продукта и распознавании предлагаемой покупателю информации, как следствие покупатели более охотно совершают покупки.
Помещения и зоны строительного гипермаркета:
- ТОРГОВЫЙ ЗАЛ с высотой подвеса светильников 6 -7 метров
- ТОРГОВЫЙ ЗАЛ с высотой подвеса светильников 5 метров
- вертикальные продуктовые выкладки
- КАССОВЫЕ ЗОНЫ
- ЗОНА ПРОВЕРКИ
- ПОДСОБНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
- СКЛАД
- пандус
В каждом из указанных помещений как правило присутствуют свои «подводные камни», на реализованном примере разберем возможные тонкости. Далее будут представлены фотографии проекта, в которых будут вписаны фактически полученной освещенности после реализации всего проекта.
ТОРГОВЫЙ ЗАЛ – в случае с гипермаркетами торговый зал как правило представляет из себя стеллажные конструкции, при этом стеллажи могут быть разной высоты от 4 до 6 метров, и удалены друг от друга на разное расстояние – минимальное расстояние как правило 2 метра, все эти факторы будут оказывать влияние на итоговую освещенность.
Наиболее распространенное требование при проектировании мест торговли это высокая горизонтальная освещённость, как правило на уровне пола, но также очень важна вертикальная освещенность, которая позволяет покупателям ориентироваться среди выставленной на стеллажах продукции. Заполняемость стеллажа продукцией, форма продукции, материал упаковки продукции – все это также будет в реальных условиях влиять на освещенность в чем мы сможем убедиться ниже на приведенных примерах.
Из приведенных фотографий прослеживается зависимость освещенности от ширины проходов/высоты стеллажей/равномерности и плотности выкладываемой продукции, отдельно стоит рассматривать эффект переотражения из за выкладки продуктов в глянцевых или светлых упаковках. Предусмотреть такие колебания освещенности при проектировании объекта довольно трудно, поэтому стандартной практикой является указание завышенного коэффициента запаса, на самом деле этого делать не нужно.
Подсказка – торговые залы гипермаркетов представляют из себя обширные помещения с высокими потолками, иногда встречаются магазины оснащенные новыми магистральными светодиодными светильниками в торговых залах которых линии со светильниками идут волнами. Удивляться здесь к сожалению не чему, монтажников как правило находят из серии: подешевле, мотивация для выполнения монтажных работ крайне низкая, в таких условиях даже самые прекрасные линейные светильники будут идти волнами, как этого избежать?
Изящное, простое и относительно недорогое решение этой проблемы – лоток, светильники соединяются между собой и устанавливаются на лоток, при этом существенно облегчается труд монтажника и продолжительные линии светильников становятся ровными, ниже приведен пример.
ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ПРОДУКТОВЫЕ выкладки.
С освещением торгового зала оснащенным стеллажами складского типа мы разобрались, перейдем к освещению так называемых «вертикальных» продуктовых выкладок.
Это как правило стеллажи с плиткой, ламинатом, ковролином и прочим.
Для освещения таких мест в проекте применили светодиодные светильники с вторичной оптикой и без нее серии РИТЕЙЛ ОПТИК, светильники были дополнительно оснащены поворотным кронштейном, который позволяет осуществлять накладной монтаж.
Светильники РИТЕЙЛ ОПТИК устанавливаются за карниз стеллажной конструкции, с внешней стороны их не видно, применяемая вторичная концентрирующая оптика позволяет распределить световой поток по поверхности с продуктами без паразитного ослепления покупателей. При этом на поверхности стеллажа высотой 6 метров достигаются высокие уровни освещенности от 1300 до 2000лк.
Помещения ТОРГОВОГО ЗАЛА с потолками высотой до 5 метров освещены с помощью светильников ТИТАН.
АВАРИЙНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ торгового зала - в качестве аварийного освещения в проекте были применены светильники серии ТИТАН, которые устанавливали с определённым шагом параллельно магистральным светильникам РИТЕЙЛ.
Светильники ТИТАН запитываются по отдельной линии выведенной к промышленному генератор, это оптимальное решение.
КАССОВЫЕ ЗОНЫ
ЗОНА ПРОВЕРКИ И САМООБСЛУЖИВАНИЯ
Для освещения зоны проверки были применены накладные светильники серии ОФИС, при помощи тросов их подвесили над столами проверки, получилось красиво и на столах создана достаточная для проверки даже самых маленьких, но очень важных покупок освещенность.
ПОДСОБНЫЕ И СКЛАДСКИЕ ПОМЕЩЕНИЯ были освещены светодиодными светильниками ТИТАН.
В подсобных помещениях хранится складская техника, созданная освещенность позволяет проводить регламентные работы по текущему обслуживанию техники.
В складских помещениях освещенность зависит от расположенных товаров, мелкие и средние товары требуют большого зрительного напряжения следовательно и освещенность требуется большая.
В результате реализации проекта по переоснащению гипермаркета удалось выполнить все требования заказчика, удельная установленная мощность была снижена с 8,5Вт/м.кв. до 3,94Вт/м.кв. т.е. фактически более чем двухкратная экономия электроэнергии.
Но самое важно то, что в гипермаркете ЛеруаМерлен удалось создать комфортную световую среду, установленные светодиодные светильники обладают высоким индексом цветопередачи CRI>80, что позволяет воспринимать яркие разнообразные цвета товаров без искажений, и стечением времени световая среда останется стабильной т.к. все примененные светотехнические решения собраны на высококачественной компонентной базе.